Блог → История создания языка программирования Basic

В XIX веке одному английскому миссионеру, который искал возможность облегчить и упростить контакт с туземцами, пришла в голову гениальная мысль - вычленить из английского языка самую простую его часть, практически не имеющую грамматики, и содержащую около 300 самых распространённых слов. Этот урезанный подвид английского языка был назван BASIC ENGLISH, и как показала практика - он действительно оказался очень простым для усвоения, и вскоре завоевал популярность не только среди туземного населения, но и среди иммигрантов, для которых английский не был родным языком.

Спустя сотню лет подобную же цель - создать средство для облегчения взаимодействия, но теперь уже между компьютером и непрофессиональным пользователем, поставили перед собой двое сотрудников Дартмутского колледжа. Именно эти два человека - Джон Кемени и Томас Курц, стали создателями алгоритмического языка BASIC. Любопытно, что Бейсик, созданный в 1964 году, до сих пор остаётся, пожалуй, одним из самых простых и популярных языков программирования, в мире!

Точно так же, как и все другие языки программирования, Бейсик является формальной системой, которая используется для взаимодействия человека с компьютером, и предназначена для описания входных данных, а также алгоритмов для их обработки на компьютере. Название BASIC, хотя оно и уходит корнями к тому самому миссионеру, создавшему простой подвид английского языка, в то же время - аббревиатура от "Beginner's All—purpose Symbolic Instruction Code", что в дословном переводе будет значить "многоцелевой язык символических команд для начинающих". Это тот случай, когда дословный перевод совершенно точно передаёт суть, ведь самой, пожалуй, важной чертой BASIC'а является не только его простота, но и та самая возможность, находить решение задач в режиме диалога с компьютером.

Для многих современных компьютеров BASIC (если позволите, я буду называть его так, на английский манер, вместо русскоязычного "Бейсик") позиционировался как единственный язык программирования высокого уровня, и со временем, это привело к появлению различных его версий (модификаций), включающих в себя массу эффективных средств, позаимствованных из других алгоритмических языков. Другими словами, на текущий момент, говоря о BASIC'е мы имеем в виду целую группу однотипных языков, каждый из которых носит это имя. Так, можно сходу перечислить с десяток очень известных (и бывших таковыми, в своё время) версий BASIC'а - GW Basic, MSX Basic, Turbo Basic (Borland), QuickBasic (Microsoft) и т.д. Некоторые версии до сих пор активно используются, в том числе и профессиональными программистами, например Microsoft Visual Basic, на котором пишутся, в том числе и приложения для Windows.

Программа на BASIC'е - это, по сути, пронумерованная (в явном или неявном виде) последовательность строк, при этом номер строки задается целым неотрицательным числом, служащим для её точной идентификации. За номером строки располагаются команды (операторы и инструкции), а если таких команд в строке несколько, то они отделяются друг от друга символом двоеточия. Каждая из команд языка BASIC, представляет собой точное указание для компьютера - что именно по ней нужно сделать, и над какими данными производить вычисления. Набор команд языка строго ограничен, и разумеется, для успешного использования этого языка программирования (как впрочем, и любого другого), необходимо этот набор изучить и запомнить. Вам придётся обращать внимание как на синтаксис команд, т.е. правила их записи, так и на семантику, т.е. смысловое значение каждой команды.



Для выполнения программы на языке BASIC она, прежде всего, должна быть занесена в оперативную память компьютера. Это можно сделать как с клавиатуры, набором её текста, либо загрузив уже готовый, набранный файл с диска. Замечу, что логическая строка программы не обязательно равно строке на экране, она вполне может занимать несколько строк. Логические строки оканчиваются символом переноса строки (EOL, клавиша "Enter").

После запуска программы на выполнение (командой RUN), уже находящаяся в оперативной памяти программа, начинает выполняться. Последовальность выполнения такова: берётся строка с наименьшим номером (напомню, что он может быть задан неявно) и, слева направо, последовательно, друг за другом, выполняются команды программы. Затем та же самая процедура повторяется вновь, со следующей строки и т.д., до тех пор, пока выполнение программы не остановится командой END, или же все строки не будут исчерпаны. Тут стоит иметь в виду, что, как правило, программы на языке BASIC содержат команды передачи управления (например GOTO), и они явным образом вмешиваются в строгий порядок выполнения команд.

Позволю себе обратить ваше внимание на ещё одно обстоятельство. Любая строка языка BASIC, которая заносится в память без номера, будет отправлена на исполнение сразу же. По сути, строка, набранная без номера, аналогична команде, набранной в командной строке любой консоли! На этом я заканчиваю рассказ об истории BASIC'а, но я очень надеюсь, что мнге ещё удасться вернуться к нему в следующих заметках. Поверьте, там ещё много интересного!