Блог → Как правильно читать виртуальное пространство Москвы

В 1960 году Кевин Линч опубликовал главную из своих книг по урбанистике "Образ города", в которой сосредоточил внимание на том, как физические объекты влияют на пространственное восприятие. Он проанализировал три американских города - Лос-Анджелес, Бостон и Джерси-Сити. Со временем, трактат был признан каноническим, его широко цитировали и цитируют до сих пор, воспринимая как основополагающий текст для понимания пространственного смыслообразования в городах. Согласно Линчу, "устойчивый и понятный образ города гарантирует человеку определённую степень эмоциональной безопасности и позволяет ему действовать в городе без тревоги", в противоположность дезориентации в "неразборчивых" городах (Kevin Lynch "The Image of the City", MIT Press, 1960).

Линч определил пять видов градообразующих элементов: узел, путь, граница, район, ориентир. Все вместе они влияют на то, как жители "прочитывают" свои города, объединяя различные части пространства в единый ментальный образ. Он считал, что индивидуальная интерпретация, понимание городской среды формируется на основе восприятия её структуры и наполняющих её физических форм. Однако книга была написана до появления Интернета - Линч принимал во внимание только физические объекты. В сетевую эру виртуальная и реальная среды тесно переплетены, почти каждый человек и каждое место в городе интегрированы в сеть. Современный городской опыт строится и структурируется вокруг информационных сетей.



В рамках исследования imageability и legibility Москвы в новую сетевую эпоху были рассмотрены на основе анализа данных социальных медиа (legibility - это чёткость, читаемость пространственных свойств города, a imageability - визуальная характеристика городской среды и её ментальная репрезентация, подразумевающая глубокий личный контакт с окружающей средой).

Методология Линча сфокусирована только на коммуникативных аспектах урбанистической семиотики, игнорируя коннотативное значение городских форм. Однако проведённые эксперименты показывают, что символическое значение пространств, транслируемое в сетях и сообществах, также участвует в построении образа города. Даже если физическая среда в результате использования мобильных март больше не является основным источником когнитивных сигналов и материальность ландшафта стала менее значимой в процессе восприятия, город продолжает "читаться" на иных уровнях.

Репрезентация различных мест в цифровом пространстве неравномерна: одни части города отображаются более интенсивно, чем другие, нарушая пропорциональность в восприятии Москвы. Если для Линча границы были линейными прерываниями континуума, то современные "границы" пролегают там, где заканчивается представленность того или иного места в сети. Люди сталкиваются с одними местами чаще, чем с другими - как в реальной жизни, так и цифровом пространстве (через фотографии, комментарии, отзывы, чекины). И это способствует формированию человеком образа города, несмотря на то, что речь не идёт об "элементах" по Линчу.

Методология Линча сфокусирована только на коммуникативных аспектах урбанистической семиотики, игнорируя коннотативное значение "городских форм". Сетевой контент наполняет физические пространства новыми смыслами. Элементы города виртуализируются, в результате чего появляются совершенно новые "элементы". К ним можно отнести: Медиа (новое публичное пространство, вокруг которого аккумулируется культура), Инфраструктуру (физическую и виртуальную, организующую пространство потоков), Потребление (розничная и оптовая торговля, задающая направление паттернам навигации и определяющая медиа-восприятие мест), и наконец, Порталы (точки доступа к сети, например, в кафе зонах Wi-Fi). Эти четыре "элемента" описывают виртуальное отображение физических мест и в совокупности с элементами Линча дают нам более целостное понимание образа городской среды.