Блог → Убъёт ли AdBlock Plus для Android рынок бесплатных приложений?

Буквально на днях случилось весьма знаменательное событие, мимо которого я пройти никак не мог. Повод, в сущности, можно считать ничтожным - в гугловском магазине приложений для Android'а - Google Play, появилось приложение AdBlock Plus. Оно хорошо известно в качестве плагина для браузеров Chrome и Firefox, а судя по информации на сайте, также есть и реализация для Opera. Но впервые оно появилось как отдельное приложение, при этом доступное совершенно бесплатно и эффект от него может быть гораздо более серьъёзным, чем если бы оно существовало лишь в виде плагина.



Итак, о чём вообще речь? Что делает этот AdBlock Plus? Собственно, название не врёт - режет рекламу, следуя определённым правилам. Наборы этих правил составляются сообществами и доступны для разных языковых групп (это вполне логично, ибо скажем, в Турции популярны совсем другие рекламные сети, нежели в России). Я лично, разумеется, тестировал и плагины, и приложение для Андроида (установил на планшет). Подтверждаю, что и то, и другое работает - по крайней мере у меня, потому что в том же Google Play можно встретить и иные отзывы, когда у людей не работает ничего!

Что интересно, версия для устройств на базе Android режет буквально всю рекламу - не только в браузерах, но также и в приложениях, и push-уведомления - ну буквально всё. Первое впечатление после установки - круто! Надоедливой рекламы стало меньше, сайты без рекламных блоков стали выглядеть вообще очень чистенькими, ну прямо рай на земле. И вот тут я крупко призадумался...

Что есть реклама на сайтах и в приложениях? Очевидно что это один из способов монетизации того, что выдаётся бесплатно. В случае с сайтами - это информация, за которой приходят их посетители (будь то новости, статьи или даже анекдоты), а в случае с приложениями - это сами приложения. По сути, такая вот реклама - это один из основных стимулов для разработчиков вообще делать какой-либо бесплатный софт! Да, не все приложения наберут сотни тысяч пользователей, чтобы начать приносить своим создателям хоть какие-то приличные деньги, но ведь без этого стимула многие из создателей программ даже не будут пытаться этого делать! Что в итоге? Мы рискуем лишиться приличной части бесплатного софта.

Ровно то же самое работает и в случае с веб-сайтами. Не будь заработка на рекламе (а это отнюдь не безумные деньги, поверьте мне), многие создатели сайов, даже из числа энтузиастов, непременно сдулись бы, и перестали бы поддерживать свои ресурсы. Разумеется, это скажется не сразу, а в перспективе - когда сработает отложенный эффект. И в мусорку отправяться не только бесполезные странички, сделанные школьниками для заработка на мороженое, но и вполне авторитетные издания. В конечном итоге, эффект обязательно скажется и на новостных ресурсах, ведь с уходом рекламодателей их ждут безрадостные времена.

Более того, меня сильно удивил сам факт появления "блокировщика рекламы" в официальном магазине Google, ведь как известно, огромная часть прибыли поискового гиганта приходит как раз из сети контекстной рекламы AdSense! Как так, Гугл сам копает себе яму? Ведь приучив пользователей к "резалкам" вроде AdBlock, он в той же самой перспективе, начнёт терять живые деньги. Всё это в высшей степени удивительно, и объяснить этот факт мне совершенно нечем. Может быть Гугл опасается судебных исков? Можно ли запретить пользователям "резать" рекламу? По закону - вероятно, нет, ведь каждый волен делать всё, что не входит в противоречие с законодательством. Но запретить загружать AdBlock из своего собственного магазина - наверное, запросто (в конечном счёте, это пространтсво принадлежит Googl'у, а не кому-то ещё), ведь делает же это Apple.

Но за всеми этими техническими и законодательными вопросами кроется кое-что ещё (в конце концов, на каждый блокировщик можно придумать разблокировщик, прямо на уровне приложения), остаётся вопрос, над которым хотелось бы подумать. Действительно ли люди, в массе своей, не понимают, что рекламой на сайтах и в программах, они расплачиваются за предоставленный им продукт? Или действительно, всеобщее желание потреблять (причём в как можно более простом виде) начинает зашкаливать и доводы вроде "мне мешает этот баннер" затуманивают рассудок, который мог бы подсказать, что без этого баннера журналисту нечем будет заплатить за работу? Вопрос сложный и интересный, и последнее время я частенько к нему возвращаюсь, но к сожалению, ответа у меня пока нет.