Блог → Возврат к истокам - возможен ли (re)charge дома культуры?

Я думаю, никто из моих читателей не будет спорить с тем, что Москва - необычайно насыщенный культурной жизнью город. На каждые 1,5 квадратных километра здесь приходится хотя бы по одному культурному учреждению (включая музеи, театры, парки и т.д.). И при наличии такого широкого спектра инфраструктуры насколько же ироничным кажется тот факт, что многие жители просто не знают о существовании в своих районах домов культуры или не имеют представления о том, как в них попасть. На самом деле достаточно просто зайти вовнутрь: никакого face control.



Что же такое Дома культуры в принципе? Это учреждения, которые создавались ещё в советские времена в каждом районе и каждом городе страны, чтобы обеспечить бесплатный или почти бесплатный досуг жителям. Разумеется, изначально такой тип культурного пространства распространился по всей стране по политическим и идеологическим причинам. Но собственно, идеологическая база, какой бы она не была, вряд ли способна дискредитировать изначально здравую идею.

Сама же концепция Домов культуры зародилась в России ещё в царские времена, хотя особых успехов на этом поприще добиться тогда не удалось (почему так получилось, тема отдельной статьи, которая выходит за рамки этой заметки). Подразумевалось, что это место для встречи с другими людьми, для обучения чему-то новому или развлечений. Стоит лишь отметить, что сегодня подобные учреждения есть в Германии, Аргентине, Северной Корее, Австрии, Польше, не считая таких стран Постсоветского пространства, как Украина и Белоруссия. Дома культуры - потенциальная возможность для создания интегративной культурной системы этими странами.

В современном мышлении москвича учреждения такого типа как будто бы впадают в кому - из-за слабого PR. Основная идея исследования в том, что дома культуры - это потенциально очень мощный инструмент для построения и поддержания социальных связей, публичное пространство для местных культурных инициатив. Автор предлагает задуматься над тем, как можно использовать инструменты и концепции из социальных сетей для возрождения Домов культуры – чтобы жители смогли заново присвоить себе физическое пространство своих районов и микрорайонов и использовать социальный ресурс как прогрессивный культурный капитал. С учётом того, как отчаянно нуждается сегодняшнее общество в настоящем, не виртуальном общении, недооценивать имеющийся инструмент, было бы попросту глупо.